Отвечать на оскорбительные слова со стороны приятелей, незнакомцев и руководства можно (и нужно) по-различному. Лайфхакер собрал несколько стратегий, которые позволят вам не ударить в грязь личиком и пресечь свару на корню.

  1. Оскорбить
    Это одно из первых желаний, возникающих после оскорбления. Но ответный выпад уместен, только если он:

остроумный;
происходит в кругу родных или приятелей;
скорее разряжает обстановку, чем усугубляет конфликт.
Во всех остальных случаях, даже если вы считаете себя остряком похлеще Оскара Уайльда, отвечать оскорблением на оскорбление — не лучший выход. Так вы спускаетесь до уровня хама-оппонента и даёте понять, что его слова задели вас, то есть в них может быть доля правды.

  1. Пошутить
    Разница между остроумным оскорблением и шутливым ответом в том, что во втором случае вы осмеиваете саму ситуацию. Превосходства этой стратегии явны: оскорбление утрачивает свою токсичность, напряжение спадает, а аудитория (если она есть) принимает вашу сторону.

В этом случае также можно занять псевдосамоуничижительную позицию. Так вы собьёте оппонента с толку и замаскируете сарказм.

Пример 1: Коллега разговаривает, что вы подготовили уродливую презентацию.

Ответ: «Пожалуй, ты прав. В следующий раз не буду просить поддержки у своего пятилетнего сына».

Пример 2: Малознакомый человек бранит вас.

Ответ: «Спасибо, это очень ценная информация. Вы открыли мне глаза на мои недостатки. Будет о чём подумать за обедом».

  1. Принять
    В некоторых случаях проанализировать слова, которые кажутся вам обидными, действительно стоит. Необыкновенно если они исходят от недалёких и уважаемых вами людей. В этом случае воспринимайте их реплики не как оскорбление, а как критику, которая может сделать вас лучше.

Нелишним будет подумать о мотивах людей, выяснить, что именно заставило их использовать резкие выражения. Вероятно, это бурная реакция на ваше далеко не ангельское поведение.

  1. Ответить на намерение, а не на слова
    У любого оскорбления всегда есть тайная цель. Сделайте скрытое явным: обозначьте её.

Например, в ответ на грубые слова скажите: «Ух ты! Между нами произошло что-то действительно серьёзное, раз вы решили сделать мне больно».

Так, с одной стороны, вы сможете выбить оппонента из колеи, а с иной — выяснить причину его негативного настроя.

  1. Сохранить спокойствие
    Если оскорбление исходит не от недалёкого человека, а от коллеги, знакомого или даже незнакомца, никогда не показывайте, что слова вас задели. Быстрее всего, за ними кроется неуверенность, недовольство собственной жизнью и желание просто отыграться на вас. Не дозволяйте трюку сработать, реагируйте безмятежно и с усмешкой.

При необходимости продолжайте гнуть свою линию: спрашивайте, что же именно вызвало у человека такую реакцию, не обращая внимания на его слова.

  1. Игнорировать
    Часто лучший ответ — это его неимение. Если речь идёт об интернет-троллях, можно просто не отвечать на их комментарии или отправить хамов в чёрный список. Ну а «в режиме офлайн» всегда можно пропустить оскорбление мимо ушей или уйти. Вы имеете на это полное право.

Пример из древнеримской истории… Единожды в общественных банях некто ударил политика Катона. Когда обидчик пришёл оправдываться, Катон ответил: «Я не помню удара».

Эту фразу можно объяснять так: «Вы настолько незначительны, что я не только не беспокоюсь о ваших прощеньях, но даже не заметил самого оскорбления».

  1. Использовать закон
    Вы можете привлечь обидчика к ответственности или желая бы пригрозить ему этим. Наказание за оскорбление прописано в Кодексе об административных правонарушенияхКоАП РФ, статья 5.61 «Оскорбление» , а вот клевета находится теснее в сфере деяния уголовного праваУК РФ, статья 128.1 «Клевета» . В случае оскорблений со стороны начальника можно обратиться в отдел кадров.

Главное — помните: никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию. Но и вы обязаны отвечать людям тем же. Иначе любые рекомендации нелепы.